Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Библиотека компетенций команды T&D

Переговоры со стейкхолдерами – готовность и умение достигать взаимовыгодных договоренностей на любом уровне с представителями разных должностей и организаций по широкому кругу вопросов: убедительно доносить свою позицию, выявлять потребности, принимать решения с учетом интересов всех сторон.
Уровень 1. Не готов договариваться со стейкхолдерами, испытывает страх, растерянность, неуверенность. В переговорах показывает низкие результаты. Ведет переговоры спонтанно, не учитывая ни свои, ни чужие интересы. Не владеет переговорными умениями, если и договаривается, то случайным образом. Достигнутые им в процессе переговоров договоренности не соблюдаются. Слабый переговорщик с любым типом партнеров. Другие считают его мягкотелым.
Уровень 2. Стремится добиться своего. Переговоры вызывают у него спортивный интерес и желание одержать победу любой ценой. Ведет переговоры, осознавая свою цель и интересы. В переговорном процессе предсказуем, действует негибко, игнорирует цели и интересы партнера. Добивается победы, если партнер слабее, чем он. Иногда выигрывает переговоры тактически, но почти всегда проигрывает стратегически, потому что с ним не хотят вести переговоры, а достигнутые договоренности нарушают при первой возможности. Другие считают его слишком напористым.
Уровень 3. Относится к переговорам профессионально. Считает, что с их помощью можно решить большинство проблем. Осознает свои цели и интересы, думает про цели и интересы партнера. В переговорном процессе использует несколько базовых переговорных приемов и технологий. Добивается успеха в типовых, привычных ситуациях переговоров. В необычной ситуации или с нестандартным партнером теряется. Другие считают его мастером тактики.
Уровень 4. Относится к переговорам как к привычной рабочей ситуации, ведет себя уверенно. Переговоры вызывают у него азарт. Умеет вести переговоры в нестандартных ситуациях, с агрессивными партнерами, со статусными людьми. Мастер тактики и стратегии. Добивается успеха в сложных ситуациях. Проигрывает только более сильным партнерам. Другие считают его сильным переговорщиком.
Уровень 5. Любит и умеет вести переговоры, всегда готовится к ним, четко формулирует свои цели, разрабатывает стратегию и тактику переговорного процесса. В переговорах умеет быть разным: когда нужно – жестким и требовательным, когда нужно – искренним и доброжелательным. В переговорах непредсказуем. Может договориться «с кем угодно, о чем угодно». Всегда добивается выгодных соглашений в безвыходных ситуациях. Предпочитает вести принципиальные переговоры и конструировать оригинальные решения. Другие считают его мастером переговоров.

Кооперабельность и работа с командой – готовность и умение продуктивно работать с другими людьми в составе разных функциональных и проектных команд для достижения общих результатов и целей компании. Уровень 1. Командная работа не является для него ценностью, стремится работать индивидуально. При необходимости работать в команде испытывает отрицательные эмоции. Не умеет конструктивно и продуктивно работать с другими людьми, конфликтует, ведет себя агрессивно. Его личные цели не совпадают с целями команды. Играет в команде деструктивную роль. Люди отказываются работать вместе с ним. Коллеги считают его агрессивным, «токсичным».
Уровень 2. Командную работу воспринимает как необходимость для решения некоторых задач. Испытывает в ее процессе опасения, предпочитает работать индивидуально. В групповой работе пассивен, молчит, пока не спросят. Присоединяется к большинству. Комфортно чувствует себя только в знакомой обстановке, в составе постоянной группы. Некоторые члены команды готовы работать с ним, привлекая к решению частных командных задач. Коллеги воспринимают его как помощника, кандидата в команду.
Уровень 3. Регулярно принимает активное участие в командной работе. Использует ее как возможность себя показать и на других посмотреть. Знает основные механизмы и правила командной работы, следует им. Знает свои сильные стороны, имеет опыт работы в составе нескольких команд, рабочих групп. Стабильно результативен и полезен в командной работе, вносит вклад в достижение общих целей. Коллеги рады видеть его членом любой рабочей группы, считают его соратником.
Уровень 4. Командная работа доставляет ему удовольствие. Быстро адаптируется и находит свое место даже в незнакомой команде. Знает технологии ведения групповой работы и использует их для организации совместных обсуждений. Сфокусирован на достижении результата. Активно взаимодействует со всеми членами команды, много делает для сплочения коллектива, управляет командными коммуникациями. Коллеги считают его опорой команды.
Уровень 5. Считает командную работу лучшим инструментом для достижения цели. Воспринимает ее с воодушевлением. Имеет опыт работы в разных командах на разных ролях, умеет управлять процессом командной работы. Знает, как вести себя в стандартных и нестандартных ситуациях, умеет управлять групповой динамикой и использовать потенциал группы для решения задач. «Склеивает» команду, повышает ее энергию. Вносит весомый вклад в общие результаты. Командный гений, все хотят с ним работать. Коллеги считают его лидером.

Системное мышление – способность воспринимать и анализировать различные феномены как систему, через призму всех движущих сил, взаимосвязей элементов, динамики развития, чтобы конструировать принципиальные решения, которые будут работать, пока система не изменится.
Уровень 1. Картина мира сотрудника фрагментарная, состоит из частей, никак не связанных друг с другом. Он видит в ситуации только то, что хочет видеть, не считает нужным разбираться в том, чего не понимает. В ситуации, когда необходимо разработать решение, берет случайным образом готовое чужое решение, которое не всегда адекватно ситуации. Инструментами системного мышления не владеет. Другие считают его недалеким.
Уровень 2. У человека примитивная картина мира, которая ограничена определенной сферой жизни, и он не стремится ее расширять. В ситуации, когда нужно разработать решение, принимает его, исходя из прошлого успешного опыта. Ситуацию не анализирует, последствия решений не просчитывает, альтернативные варианты не рассматривает. Владеет простейшими инструментами мышления. Другие считают его поверхностным.
Уровень 3. Картина мира человека состоит из нескольких частей – сфер жизни, которые не всегда связаны друг с другом. Ему не хватает глубины, чтобы соединить эти фрагменты в единую картину мира. Он способен разрабатывать решения в своей профессиональной области, при этом они обычно ситуативны. Замечает лишь явные связи между элементами, последствия решений просчитывает формально, его логика линейна. Владеет несколькими инструментами мышления. Другие считают его способным.
Уровень 4. У человека целостная и адекватная картина мира. Имеет опыт разработки сильных решений в своей профессиональной области. При этом он анализирует ситуацию, рассматривает связи с другими системами, просчитывает последствия решений на шаг вперед. Владеет широким арсеналом инструментов мышления. Другие считают его талантливым.
Уровень 5. У человека несколько целостных и адекватных картин мира. Когда нужно разработать сильное решение, находящееся на границе нескольких областей, он глубоко анализирует феномен, рассматривает связи с другими системами, просчитывает последствия решений на много шагов вперед. В совершенстве владеет различными инструментами системного мышления. Другие считают его гением.

Эффективное администрирование – готовность работать руками других людей и умение эффективно организовать выполнение задач силами отдельных сотрудников (обеспечить правильное понимание поставленной задачи, осуществить контроль и проч.).
Уровень 1. Организация работы других людей вызывает у человека напряжение, он стремится избежать ее. Не видит себя руководителем, предпочитает работать как специалист, индивидуально. Не имеет опыта администрирования. Коллеги считают его рядовым исполнителем.
Уровень 2. Руководство вызывает у человека интерес, он воспринимает его как власть. Выступая в роли руководителя, делает основной упор на контроль сотрудников, путает мотивацию с давлением. При этом организация работы: формулирование целей, распределение задач, обучение сотрудников – «проседает». Вынужден много работать своими силами. Без него вся работа останавливается. Коллеги считают его надзирателем.
Уровень 3. Воспринимает руководство как свою функциональную обязанность. Часто является официальным руководителем подразделения или рабочей группы. Нуждается в формулировании приоритетов и задач своей группы сверху. Умеет качественно управлять теми сотрудниками, с которыми выстроил личные отношения. Редко делегирует свои полномочия, стремится все контролировать. В его отсутствие работа малоэффективна. Коллеги считают его старшим, бригадиром.
Уровень 4. Принимает свою роль руководителя, большую часть работы выполняет руками подчиненных. Наиболее ответственные задачи предпочитает выполнять сам, так как считает, что лучше него никто с этой работой не справится. Умеет эффективно организовать работу сотрудников, но не всегда передает свои знания и опыт подчиненным. Видит сильные стороны сотрудников. Выстроил со своими подчиненными плодотворные отношения. В команде исполняет роль мотиватора, в его присутствии люди работают эффективнее, чем без него. Коллеги считают его лидером.
Уровень 5. Является легитимным руководителем. Считает организацию деятельности сотрудников неотъемлемой частью своей работы, делает это с энтузиазмом. Умеет эффективно организовать работу сотрудников, трансформировать приоритеты компании в конкретные задачи. Четко и оперативно распределяет любой объем работы между сотрудниками. Целенаправленно занимается развитием своих подчиненных, использует делегирование как инструмент развития, формирует команду. Имеет несколько сильных заместителей. Предпочитает координировать деятельность рабочих групп, а не отдельных сотрудников. В команде исполняет роль координатора. Когда его нет, то все работают с прежней эффективностью. Коллеги считают его отличным руководителем.

Публичные выступления – готовность быть в центре внимания; умение убедительно доносить информацию до широкой аудитории, удерживать ее внимание и интерес для достижения цели выступления.
* Аргументация – это способ влияния с целью изменения позиции другого человека, заключается в выдвижении доводов для обоснования определенного утверждения.
** Ораторские приемы – приемы, которые использует человек во время выступления (вопросы, паузы, метафоры и проч.).
*** Стиль ведущего – индивидуальная манера поведения ведущего и его речи.

Уровень 1. Боится выходить на публику, избегает этого. Не готов быть в центре внимания. Имеет небольшой опыт публичных выступлений. Говорит бессвязно, теряет нить выступления, не владеет аргументацией*. Не управляет вниманием аудитории. Выходит за рамки отведенного времени. Демонстрирует неуверенное поведение: говорит тихо, запинается, делает длительные тревожные паузы, зажат. Коллеги считают его «никаким» докладчиком.
Уровень 2. Готов выступать на публике в случае необходимости и директивы сверху. Оказавшись в центре внимания, испытывает дискомфорт, не справляется с волнением. Выступает по заготовленной схеме, шаблону. Знает несколько базовых ораторских приемов**. В случае неожиданного вопроса сбивается. Плохо импровизирует, не может менять содержание по ходу выступления, часто не укладывается в отведенное время. В поведении не хватает естественности, большая часть энергии уходит на поддержание образа. Коллеги считают его посредственным докладчиком.
Уровень 3 При необходимости выступить на публике, быть в центре внимания чувствует себя комфортно, уверенно. Знает несколько ораторских приемов** и адекватно использует их. Излагает мысли аргументированно, временами допускает содержательные ошибки. Способен к импровизации, но не всегда укладывается в отведенное время. Сложные вопросы аудитории ставят его в тупик, в непредвиденных обстоятельствах теряется. Коллеги считают его неплохим докладчиком.
Уровень 4. Ему нравится быть в центре внимания, охотно соглашается выступать на публике. Знает много разнообразных ораторских приемов**, активно использует их, уверенно отвечает на большинство вопросов аудитории. При выступлении убедителен, свободно ориентируется в содержании, удерживает фокус на цели выступления. Как правило, укладывается в отведенное время, несмотря на помехи и непредвиденные обстоятельства. Уверен в себе, ведет себя естественно. Использует один привычный стиль ведущего***. Коллеги считают его опытным спикером.
Уровень 5. Получает удовольствие от публичных выступлений, стремится быть в центре внимания, ищет для этого любой повод. Экспериментирует, осваивает новые 21 приемы публичных выступлений. У него широкий арсенал разнообразных, в том числе авторских ораторских приемов**. Убедительно и аргументированно излагает свои мысли, мастерски управляет аудиторией, обладает сильным влиянием. Всегда укладывается в отведенное время выступления. Раскован, говорит четко, выразительно, точно, мгновенно реагирует на происходящее. Использует разные стили ведущего*** в зависимости от аудитории. Коллеги считают его искусным оратором.