Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Школы управления и эволюция базовых представлений об организации

Рассмотрим пять исторических школ управления и «базовые представления» о ключевых аспектах организации, которые присутствовали в головах их создателей и приверженцев.

1. Научная школа управления
Появилась в конце XIX века в ответ на потребность управления большими группами людей на производстве – как сделать так, чтобы человек работал как машина? Какие базовые представления лежат в её основе: Модель бизнеса – это заводской конвейер. Управление в компании – это оптимальные инженерные решения Работа с людьми – это обучение и расстановка правильных «винтиков». В настоящее время она применима там, где нужна автоматизация ручного труда.

2. Административная школа управления
Возникла в ответ на запрос о повышении эффективности бизнеса через построение рациональной структуры организации и системы управления персоналом не только в производственных организациях. В её основу легли следующие базовые представления: Идеальный бизнес – это рациональная структура управления Модель бизнеса – это жесткая иерархия с четкими функциями Управление в компании – это контроль за соблюдением должностных обязанностей Работа с людьми – это подбор и обучение человека под функцию и встраивание его в структуру Парадигма этой школы и сейчас адекватна там, где нужны типовые управленческие функции (госслужба, армия и т.п.)

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Появилась и получила свое развитие как противовес рациональному подходу административной школы управления. Для этой школы характерна гуманизация управления: использование человеческого потенциала, оптимальные условия труда (в том числе, социальные). В основе идеального бизнеса - человек Модель бизнеса – это социальная система с уникальной корпоративной культурой Управление в компании – это партнерство Работа с людьми – это комплексное управление жизненным циклом человека в организации Парадигма этой школы актуальна и сейчас везде, где ключевым фактором успеха являются позитивные отношения в коллективе: стартап, малый и семейный бизнес, креативные бизнесы, бригадная работа, артель и т.д.

4. Количественная управленческая школа
Экономический кризис 1980-х, глобализация, громадное количество товаров и общество потребления - привели к усложнению бизнеса. Рождается запрос на компьютерную обработку информации и страхование рисков управленческих решений (как минимизация человеческого фактора в принятии решений). Идеальный бизнес – это система, в идеале не зависящая от человеческого фактора Модель бизнеса – это автоматизированная система планирования и принятия решений Управление в компании – это анализ информации, прогноз, планирование и принятие решений Работа с людьми – это формализация и стандартизация всех кадровых политик Парадигма этой школы адекватна в ситуации устойчивых информационных потоков.

5. Школа социальных систем
С 70-х годов XX века появился запрос на системное понимание организации и управления, когда все взаимосвязано со всем. Это стало основным посылом для появления школы социальных систем. За основу она взяла следующие базовые представления: Идеальный бизнес – это работающая система Модель бизнеса – это самонастраивамая и самообучающаяся система Управление в компании – это создание и настройка систем Работа с людьми – это управление всеми аспектами жизни и работы человека Парадигма этой школы адекватна в ситуации, когда компания существует в сложной бизнес-среде (множество внешних партнеров, сложная внутренняя структура), ей необходимо быстро трансформироваться: холдинги, компании с матричной структурой, компании из быстро растущих и меняющихся отраслей.