Call Close
Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

«ПРО МЕДНЫЕ ТРУБЫ»

как, используя социально-психологическое подкрепление, поддерживать высокий уровень мотивации участников
Проводя бизнес-квесты (БК), в первые годы мы использовали для мотивации участников игровую валюту. Тогда нам это казалось абсолютно обоснованным. Заработал – получи! Что может мотивировать лучше, чем моментальная и материализованная (пусть и в виде «игрушечных» денег) обратная связь? Однако, не всё оказалось так просто.

Любая игровая валюта - довольно сложная механика. Поэтому в пылу эмоций участники часто ошибаются в подсчетах, путаются, теряют честно заработанное. Все это приводит к потерям времени, а на массовых мероприятиях оно очень дорогое.

К тому же игровая валюта пробуждает в людях мощные первобытные инстинкты и не самые лучшие чувства: корысть, стяжательство, ненужное соперничество. Всё это заметно меняет мотивацию участников, и вместо честной командной игры мы получаем подчас хитрое подковёрное соревнование.

И, наконец, игровая валюта - это всегда масса раздаточного методического материала, очень часто красивого, который стоит денег, а после мероприятия почти автоматически попадает в мусор. Очень обидно пару часов зарабатывать игровые деньги, чтобы потом их просто выкинуть.

В итоге c 2017 года мы в компании T&D Technologies осознанно отказались от игровой валюты и стали искать новые способы поддерживать игровую мотивацию участников. Наши поиски привели к интересной механике нематериальной мотивации - «Социально-психологическое подкрепление». Её мы и используем сейчас для награждения команд победителей во время тренингов в многочисленной группе, МКС (содержательных корпоративных мероприятий), бизнес-квестов и co-creation. (Здесь перечислены основные массовые (от 50 и более человек) форматы нашей работы. Если вы встречаетесь с этими названиями впервые, то адресую вас к нашему разделу о БК на нашем сайте, где вы найдете наиболее полную информацию и сможете заказать консультацию по теме https://tndtechnologies.ru/bq).

Давайте, разберёмся с терминами.

Социально-психологическое подкрепление (СПП) — это действие или активность, которые используются в качестве позитивной реакции на «правильное», одобряемое поведение участников мероприятия, достижение ими высоких результатов. (Например, команда набрала высокие баллы, участник достиг результата и пр.)

Цель СПП – закрепление нужных для мероприятия образцов поведения участников.

Содержательные задачи СПП:

  • Выделить на фоне игровых или содержательных заданий лучших участников. Объяснить аудитории, почему они лучшие. Это дает людям чёткие ориентиры, к чему нужно стремиться.
  • Показать участникам, что лидерство, быть лучшим, побеждать – это хорошо, этого не надо стесняться. СПП - хороший повод перепрограммировать нашу исконную национальную стеснительность и зажатость, которые отражаются в речевых формулах: «Я» - последняя буква в алфавите. Ты что, самый умный?! Тебе больше всех надо? И т.п.
  • Организовать лидерам, экспертам, профессионалам, то есть победителям настоящую «минуту славы», хорошую и позитивную дозу социально-приемлемых эндорфинов. В памяти победителей должно остаться следующее – напряженная работа привела к мигу счастья. Честно трудиться и побеждать – здорово!
  • Социально-психологическое подкрепление – это всегда короткий и яркий ритуал, который подстегивает групповую динамику и помогает удерживать хороший градус мероприятия.

Пошаговое описание механики СПП

1. Шаг № 1 – замерить эффективность только что сделанной работы.
В любой массовой активности: учебной, содержательной, праздничной, - всегда есть люди, группы и команды, которые, выполняя одно и то же задание, получают разные результаты. В деятельностном подходе в момент оценки работы происходит настройка мотивационной сферы человека, группы, команды. От того, как будут оценены результаты работы, будет зависеть, что люди будут считать важным и приоритетным.
Например, если в бизнес-квесте «Олимпик» экипаж потопил судно, а этого никто не заметил, то все участники делают обоснованные выводы: «бизнес-квест вещь несерьезная»; «работать плохо - не страшно»; и даже «топить людей легко и местами приятно».

Обычно эффективность измеряется:
  • Временем выполнения задания. Например, команда быстрее всех завязала узел на веревке.
  • Правильным ответом, как в игре «Что? Где? Когда?». Например, что кололи каторжники у себя на спине, чтобы их не секли розгами? Правильный ответ – портрет императора.
  • Количеством произведенной продукции. Например, количество бумажных самолетиков, сделанных командой за 5 минут.
  • Количеством человек из команды, выполнивших здание. Например, преодолевших планку на высоте 150 см.
  • Качественным критерием, заданным игрой. Например, высота, построенной башни из макарон.
  • Оценками в игровом чек-листе. Например, чек-лист оценки качества работы официанта.

2. Шаг №2 – ведущий интерпретирует и комментирует полученные разными командами результаты.
Эффективность в массовых мероприятиях всегда разная, и участникам важно понять, почему этот результат считается слабым (это хороший ответ на вопрос, как не надо делать) или выдающимся (это ответ на вопрос, в чем секрет успеха).

3. Шаг №3 – вызвать на сцену, на «лобное место» человека, группу, команду победителей, и провести ритуал СПП.
Именно здесь и наступает та самая «минута славы», поэтому ритуал важно делать эффектно, в стиле шоу.

Восемь вариантов социально-психологического подкрепления, которые мы используем в своей практике и рекомендуем на наших методических школах.

1. «Поза гордости» (далее текст ведущего от первого лица):

1. Победители выходят ко мне на лобное место.
2. Все остальные смотрят на победителей.
3. По моему счету на 1, 2, 3:
  • Победители выставляют ногу вперед, руки в боки, грудь колесом, подбородок слегка приподнят, в глазах радость от победы.
  • Зрители готовятся к овациям – бурным и продолжительным аплодисментам.
4. По моему сигналу, одновременно победители принимают позу гордости и получают заслуженное восхищение, а зрители искренне аплодируют. Приготовились! 1, 2, 3!
5. Спасибо. Победители возвращаются к коллегам. Коллеги встречают их дружескими похлопываниями по плечу.

2. «Театральный поклон»
1. Победители выходят ко мне на лобное место. Встают в одну линию и берутся за руки.
2. Все остальные смотрят на победителей.
3. По моему счету на 1, 2, 3:
  • Победители делаю шаг вперед, и троекратно кланяются как театральная труппа. С благодарностью обводят взглядам свою публику.
  • Зрители готовятся к овациям, кричат Браво! Бис! создают натуральный ажиотаж.
4. По моему сигналу, одновременно победители кланяются, а зрители устраивают феерию из эмоций и восхищения. Приготовились! 1, 2, 3.
5. Спасибо. Победители возвращаются к коллегам, коллеги встречают их дружескими похлопываниями по плечу.

3. «Летающая звезда»
1. Победители выходят ко мне на лобное место. Встают так, чтобы вокруг было свободное место и не мешали друг другу.
2. Все остальные смотрят на победителей.
3. По моему счету на 1, 2, 3:
  • Победители делаю прыжок Билана, рок-звезды, а лучше всего в виде пятиконечной звезды Главное одновременно.
  • Зрители принимают позы журналистов, фоторепортеров, папарацци, и готовятся сделать эпичное фото летающих звезд. Можно все делать и взаправду – фотографировать на телефоны.
4. По моему сигналу одновременно победители прыгают, а зрители фотографируют. Приготовились! 1, 2, 3.
5. Спасибо. Победители возвращаются к коллегам. Коллеги встречают их дружескими похлопываниями по плечу.

4. «Гладиаторы на арене»
1. Победители выходят ко мне на лобное место. Выстраиваются свиньей тевтонских рыцарей, то есть клином. Делают суровые и мужественные лица.
2. Все остальные смотрят на победителей, слегка открыв рот.
3. По моему счету на 1, 2, 3:
  • Победители машут руками, как победившие в схватке гладиаторы, требуя заслуженной оценки своего подвига. Приветствуются животные и брутальные звуки. Вы ещё не отошли от битвы.
  • Зрители - публика Колизея, в восхищении дико кричит, свистит, улюлюкает.
4. По моему сигналу, одновременно победители машут руками, а зрители устраивают гул, рёв, ликование восхищенной толпы. Приготовились! 1, 2, 3.
5. Спасибо. Победители сурово возвращаются к коллегам. Коллеги встречают их дружескими похлопываниями по плечу.

5. «Голливудские аплодисменты»
1. Победители выходят ко мне на лобное место. Встаем в линейку и приготовьтесь делать руками вот так. Ведущий показывает жест обеими руками от себя, обращенный в зрительный зал: «Кто молодец?» И такой же жест но в сторону себя на уровне груди: «Я молодец!».
2. Все остальные сидят и смотрят на победителей.
3. По моему счету на 1, 2, 3:
  • Победители будут произносить одну и ту же фразу, но хором. Вначале очень тихо, медленно и по нарастающей. В конце очень громко и быстро: «Кто молодец? Я молодец!»
  • Аудитория начинает медленно и тихо хлопать, постепенно наращивая и скорость, и громкость. На пике все встают и хлопают, высоко подняв руки вверх.
4. По моему сигналу одновременно победители машут руками, а зрители устраивают гул, рев, ликование восхищенной толпы. Приготовились! 123.
5. Спасибо. Победители сурово возвращаются к коллегам, коллеги встречают их дружескими похлопываниями по плечу.

6. «Кто молодец? (модификация)»
1. Победители выходят на лобное место.
2. Победители громко спрашивают: «Кто молодец?» (Для женской аудитории возможны варианты: красотки, умницы)
3. Все показывают пальцем на героев и отвечают: «Вы молодцы (красотки, умницы)!»
4. Победители в это время показывают пальцами на себя и кричат «Я молодец (красотка, умница)!»

7. «Красная дорожка
1. Победители выходят ко мне на лобное место и выстраиваются колонной, которая будет идти в ту сторону.
2. Все остальные встают и образуют коридор для прохода важных персон.
3. По моему счету на 1, 2, 3:
  • Победители будут вальяжно идти через толпу, как очень важные люди: махать руками публике, некоторым пожимать руки.
  • Аудитория, пока очень важные персоны не пройдут через толпу, кричит «Ура! Ура! Ура!» Посылает воздушные поцелуи кумирам. По возможности плачет и истерит, как фанатки Битлз. Особо экзальтированные берут автографы. И бросает вверх любой недорогой предмет, а скомканные бумажки в виде цветов в сторону важных персон.
6. По моему сигналу одновременно: победители важно идут через толпу, а зрители кричат Ура! и в воздух чепчики бросают. Приготовились! 1, 2, 3.
7. Спасибо. Победители счастливые возвращаются к коллегам. Коллеги встречают их дружескими похлопываниями по плечу.

8. «Книксен \ Сердечный поклон»
1. Победители выходят на сцену или лобное место.
2. Женщины делают книксен (Чуть согнуть ноги в коленях, и сделать легкий поклон головой. Приседание неглубокое и выполняется быстро.) или реверанс (Согнуть ноги, отводя одну ногу назад, одновременно делая наклон головой, можно придерживать руками юбку).
3. Мужчины делают «сердечный» поклон. Сделать поясной поклон, правую руку прижать к левой стороне груди.

Лайфхаки:
  • Несмотря на наши бурные времена, стеснительные люди ещё не перевелись. Поэтому, чтобы облегчить людям нахождение в центре внимания, ведущий все элементы ритуала показывает на себе. И только потом предлагает выполнить ритуал аудитории.
  • Работать в стиле шоу сложно. Многие думают, что самое главное - часто и много хлопать. Это неправильно. Аплодисменты должны быть искренними. Когда ведущий 5 раз за 2 минуты просит аудиторию хлопать, то это становится скучной формальностью. Поэтому ведите себя как шоумен, а не перекладывайте ответственность за атмосферу праздника на зрителей.

И наш любимый совет – первый раз делайте всё, как написано в инструкциях. И только потом, когда вы наберетесь опыта, изобретайте свои оригинальные и авторские ритуалы социально-психологического подкрепления.
Алексей Аболмасов