Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Базовые потенциалы человека, определяющие его эффективность в деятельности, и принципы их развития

Людям свойственно сознательное или бессознательное стремление искажать информацию о себе, носить «маски». Даже длительное время общаясь или работая с человеком, мы далеко не всегда можем четко сформулировать его особенности. Чаще мы склонны оценивать человека эмоциональными категориями «хороший – плохой», «нравится – не нравится», и оценочное суждение при этом носит сугубо субъективный характер.
Для любого HR и T&D-специалиста или руководителя важна максимально объективная оценка человека – это позволяет реализовать профессиональный подход и безошибочно принимать управленческие решения в отношении персонала.
Давайте разберемся в понятиях базовых потенциалов человека, как их измерять и развивать.
Три функции психики и базовые потенциалы
В свое время академик Б.Ф. Ломов, изучая природу человеческой психики, выделил три ее функции:
  • когнитивная – сбор информации об объективном мире и формирование его субъективной картины;
  • регуляторная – управление поведением и деятельностью на основе соотнесения внешней реальности и внутренних потребностей;
  • коммуникативная – обмен информацией, координация деятельности, установление отношений между людьми.
Каждая из этих трех функций обеспечивается определенным человеческим ресурсом –потенциалом. Например, когнитивная функция обусловлена уровнем развития интеллекта, регуляторная – волевым потенциалом, и коммуникативная - коммуникативный потенциал.
Таким образом, измерив всего 3 потенциала человека, мы можем надежно предсказать его будущую эффективность в любой деятельности. Ведь психика «работает» у любого человека: и у программиста, и у менеджера по продажам, и у генерального директора.
Уровень развития базовых потенциалов возможно измерить с помощью средств психодиагностики.
Психодиагностический комплекс (ПДК) T&D Technologies используется для диагностики интеллекта, воли и коммуникативных особенностей человека. Интерпретация результатов проводится на основе популяционных норм, полученных на отечественной выборке более 3000 человек. Результатом психодиагностики является индивидуальный профиль уровней развития базовых потенциалов сотрудника с подробной расшифровкой показателей.
Ссылка для настройки перехода: https://tndtechnologies.ru/pdk
Индивидуальный профиль, составленный для каждой должности, наряду с библиотекой компетенций компании, может стать навигатором для принятия управленческих решений в отношении персонала.
Например, правильная диагностика базовых потенциалов дает возможность HR-у выбрать среди кандидатов самого перспективного для вакантной должности, а T&D-специалисту – спрогнозировать успешность сотрудника в будущей деятельности и подобрать максимально точные инструменты его обучения и развития. Анализ показателей также помогает принять правильные решения по ротации кадров и формированию кадрового резерва, а также скорректировать работу с подчиненными, выбрав оптимальный стиль руководства.
Как и все живое в этом мире, функции психики человека способны к развитию и компенсации. Это нужно учитывать T&D-специалистам, чья задача – создание среды для поддержания и развития у сотрудников их потенциалов с учетом потребностей компании. Давайте рассмотрим несколько принципов, как это можно сделать.
Принципы развития потенциалов
Физиологи выделяют два принципа: все, что не развивается, деградирует; любой орган, любая функция развиваются исключительно под нагрузкой. Эти утверждения в равной мере относятся не только к телу человека, но и к его психическим функциям.
Необходимым условием развития психических функций является их регулярная нагрузка, при этом интеллект, воля и коммуникативные функции обладают различной пластичностью.
Интеллект
Наиболее устойчивой психической функцией является интеллект. Некоторые ученые считают его практически некомпенсируемым, другие говорят о сенситивных периодах в детстве, когда можно отчасти исправить проблемы с интеллектом, но для заметных изменений интеллектуальных ресурсов требуются годы и годы.
Пик развития интеллекта приходится на 17-19 лет (не будем путать его с умом, а тем более с мудростью). Согласитесь, что люди в этом возрасте более адаптивны, а адаптация к изменяющимся условиям – это и есть суть интеллекта. Чтобы поддерживать его «в рабочем состоянии», нужны регулярные интеллектуальные нагрузки, то есть решение задач (в широком смысле). В зависимости от профессии человека эти задачи могут быть и теоретическими, и творческими, и практическими. В любом случае они заключаются в создании нового или в поиске оригинального способа решения известной задачи.
Оптимальная стратегия развития интеллекта – это делать шаг навстречу дискомфорту – задаче, и чем она сложнее, тем больше нагрузка.
Лабильность, то есть способность быстро переключаться с задачи на задачу без снижения концентрации внимания, развивается в «ситуации очереди», когда мелкие задачи сыплются одна за другой без перерыва. Способность эффективно и качественно работать в многозадачном режиме во многом зависит не только от натренированности, но и от физиологии.
Чем выше утомление, уровень стресса, тем ниже концентрация внимания, следовательно, и лабильность.
Поэтому, кроме погружения в многозадачную среду, важно поддерживать хорошую физическую форму. Она, кстати, потребуется нам еще и для развития воли.
Воля
Воля поддается развитию, но тоже не быстро. За 2-3 года при условии осознанных и целенаправленных действий многие волевые качества можно развить весьма заметно. При этом воля проявляется и развивается, прежде всего, в преодолении трудностей.
Для развития «социальных» волевых качеств – организованности и выдержки больше всего подходит социальный же метод – формирование привычек и динамических стереотипов. В бизнесе их обычно называют стандартами деятельности (оптимальная последовательность действий в процедуре, то есть «что» должен делать сотрудник) и стандартами поведения (образец желательного поведения в типичной ситуации, то есть «как» он должен себя вести).
Многократное повторение типовых действий формирует шаблоны в работе и поведении, и если эти «паттерны» адекватны, то они частично компенсируют недостаток организованности и выдержки.
Рассмотрим вторую группу связанных друг с другом волевых качеств.
Целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и отчасти решительность развиваются в процессе достижения человеком сложных и значимых целей.
Метод очень напоминает спортивную тренировку: сегодня отжался 10 раз, через неделю – 15, через месяц – 25. Только вместо отжиманий – цели разного уровня сложности. Цель «подтягивает» ресурс. Но если в спорте задачи чаще всего ставит тренер, то для развития воли подходят только собственные цели (или те, которые человек принял как свои). Зачем нужна именно «своя» цель? Потому что невозможно долго идти к чужой. А без протяженности во времени нельзя развить настойчивость, негде проявить самостоятельность, не успеть потренировать решительность.
Если переходить к методике, то перспективного подчиненного нужно тренировать в «задачном» режиме. Руководителю важно поставить человеку мотивирующую цель оптимальной сложности. Затем помочь сотруднику эту цель достичь, «разобрать полеты», похвалить за успех. И поставить следующую цель, более сложную. Так, шаг за шагом, поднимая планку целей, сокращая контроль, увеличивая свободу и самостоятельность, за год-полтора можно вместе уйти достаточно далеко. В бизнесе эта концепция называется «ситуационным руководством». Подробнее можно прочитать в книгах ее авторов – П. Херси и К. Бланшара.
И, наконец, самый «крепкий орешек» – группа «природных» волевых качеств.
В основе смелости, инициативности и самообладания лежит, с одной стороны, уровень энергопотенциала человека, чтобы совершать проактивные действия, необходим избыток энергии, с другой стороны, баланс, умение этой энергией управлять.
Там, где на первый план выходят энергия и методы управления ею, мы вступаем на территорию психофизиологии, то есть без комплексной работы с телом и психикой человеку, которому не очень повезло с наследственностью, развить «природный» компонент воли весьма проблематично. Комплексные психофизиологические методики, работающие с энергией, существующие в «открытом доступе»: «мирные» йога, цигун и «боевые» каратэ, айкидо, ушу и т.д. Путь в обоих случаях «не близкий», как минимум, несколько лет, но результат того стоит.
Коммуникации
Наименее «физиологичным» и поэтому самым пластичным является коммуникативный ресурс.
Это обусловлено тем, что многие коммуникативные качества базируются на установках (например, «люди хорошие» или «я не достоин внимания»), которые успешно поддаются коррекции. Поэтому изменить установку и сформировать коммуникативный навык можно достаточно оперативно, в течение нескольких месяцев.
Нейротизм, или эмоциональная устойчивость, напрямую связан с состоянием здоровья: чем лучше вы себя чувствуете, тем выше ваша устойчивость.
Понятно, что из-за особенностей темперамента холерик всегда будет иметь более высокий нейротизм, чем флегматик, но даже холерик в норме и он же в состоянии хронического переутомления – это два разных человека.
Социальная желательность и сенситивность к отвержению очень зависят от уверенности в себе, особенно от самооценки.
Чем она выше (а оптимальной по многочисленным исследованиям является слегка завышенная самооценка), тем меньше человеку нужно подстраиваться под мнения окружающих, проще воспринимать критику с их стороны, отказы и манипуляции.
Экстраверсия и стремление к присоединению во многом определяются установками по отношению к социуму, другим людям.
Если человек видит в окружающих источник позитива, то он будет открыт социуму, делать шаг навстречу людям. Если же он воспринимает людей как угрозу или опасность, то взаимодействие с социумом будет сведено к минимуму, ограничено узким кругом родных и знакомых.
Эмпатия развивается быстро и почти до бесконечности.
Особенно это касается ее «логической» части – я знаю, куда смотреть, чтобы понять, что чувствует другой человек. Тут вам помогут книги от популярной серии «Читать человека как книгу» до специальной литературы для работников спецслужб, а также сериал «Обмани меня» («Теория лжи»), основанный на работах Пола Экмана.
________________________
Рекомендуемая литература:
Ломов Б. Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии». – Москва: Наука, 1984.
Дружинин В. Н. «Психодиагностика общих способностей». – Москва: Academia, 1996.
Ильин Е. П. «Психология воли». – СПб, 2000.