Культура в компании есть всегда, вне зависимости от того, осознаётся это собственниками и сотрудниками или нет. Она как воздух, которым мы дышим, не замечая этого. Если КК в организации формируется осознанно, то у компании есть шанс сделать её позитивной, способствующей стабильности и развитию бизнеса. Если же КК формируется спонтанно, «естественным путём», то обычно она становится разрушительной. В долго не проветриваемой комнате воздух спёртый и вредный для здоровья.
КК во многом определяет эффективность работы и качество жизни в Компании. Потому что она определяет правила поведения и общения внутри коллектива, традиции организации, реакции на внешнюю среду, взаимоотношения с клиентами и т.д. Понятно, что технологии, оборудование и бизнес-процессы тоже важны, но они относятся скорее к «бизнесовой» части организации. А КК – это главная составляющая «человеческой», социальной части любой компании.
КК привлекает в организацию нужных людей, работая на входе своеобразным фильтром «свой – чужой». Если в компании принято много работать, и об этом говорят при приёме на работу всем кандидатам, то лентяй в неё вряд ли устроится: «Не моё». Кроме того, КК – это ещё и мощный «трансформатор», который форматирует мировоззрение и ценности сотрудников в заданном направлении. В этом смысле КК выступает в качестве насыщенного рассола, в который попадают люди – огурцы. Молодые становятся «солёными» почти сразу. Старые, с дублёной шкурой тоже станут солёными, просто на это потребуется больше времени.
В разных типах организации складываются разные типы корпоративных культур. Например, в жёстких иерархиях доминирует культура силы, в которой начальник всегда прав. В бюрократических компаниях складывается культура, где «рулят» правила. Во многих торгово-сервисных организациях ведущей является культура успеха, где сотрудники работают ради победы. В общем, «в каждой избушке свои погремушки».
Нам представляется, что наиболее перспективной в настоящее время становится культура партнёрства и результата. Благодаря современным технологиям работа уже не отделима от жизни. Поэтому человеку важно быть среди своих, людей, близких по духу и убеждениям, партнёров. Результат важен, потому что бизнес – это активное создание ценностей, и конкуренцию никто не отменял. Хочется не просто работать, а добиваться поставленных целей, успеха, зарабатывать деньги.