20. Личный пример – «Делай как я»
Самый простой способ обучения, когда новичок буквально повторяет действия опытного сотрудника.
21. Инструктаж
Разъяснение сотруднику процесса, технологии выполнения задачи, КАК и в какой последовательности выполняются действия и операции.
22. Пробные действия, тренировка
Мало показать и рассказать, нужно, чтобы человек выполнил действие самостоятельно, несколько раз под присмотром опытного специалиста. Навык в теле, а не в голове.
23. Наставничество
Новичок прикрепляется к опытному сотруднику, который несколько месяцев помогает ему освоиться в профессии, компании, коллективе. Наставник не только учит, он ещё и поддерживает, мотивирует, утирает слёзы и сопли.
24. Отработка алгоритма поведения в нештатной ситуации
В кризисных, стрессовых ситуациях работает не голова, а привычка, которую ещё нужно «накатать», наработать. Несколько десятков повторений, 3–4 недели тренировок и сотрудники к стрессу готовы.
25. Консультация
Разъяснение какого-то вопроса по запросу сотрудника.
26. Рекомендация, совет
Разъяснение какого-то вопроса по инициативе руководителя.
27. «Мозговой штурм», фасилитация
Групповое обсуждение задачи или проблемы, происходящее под руководством ведущего (фасилитатора) по определённой процедуре. Помимо очевидной пользы («одна голова хорошо, а несколько лучше»), ещё и мотивирует сотрудников за счёт их непосредственного участия в процессе решения.
28. Тренинг
Метод активного обучения и развития, предполагающий моделирование реальных профессиональных ситуаций. Тренинги имеет смысл проводить лишь с теми сотрудниками, которые имеют хотя бы минимальный (несколько месяцев) опыт работы. Для «совсем новичков» они бессмысленны.
29. Передача передового опыта, стажировка
Идеальный способ обучения для опытных сотрудников, расширяющий их кругозор и выносящий из накатанной профессиональной колеи.