Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

О БОЛЬШОЙ КОМАНДЕ

Фокус работы Компании «T&D Technologies» - развитие в организации Большой команды, что позволяет перейти от групповой работы к командной. В этом эссе мы кратко расскажем о концепции Большой команды.

Начнём с понятия, что это за команда и почему с большой буквы.
БОЛЬШАЯ КОМАНДА (БК)
Большая команда (БК) – это метакоманда, включающая всех сотрудников организации, с распределенным лидерством, которая работает в мультикультурном контексте и в совместной созидательной деятельности создает новые ценности.
Визуально концепт БК выглядит так:
Разберёмся теперь с каждым элементом схемы, заодно отвечая на вопросы:
- Зачем нужна Большая команда?
- Почему она приходит на смену организации?
- Какая от неё польза?
Команда не может существовать без цели. В БК система целей является результатом стратегирования.
СТРАТЕГИРОВАНИЕ
Стратегирование - постоянная работа по уточнению, коррекции, декомпозиции целей Компании в «дорожную карту».
В турбулентном VUCA мире классическое стратегическое планирование (раз в 2 – 3 года на 5 – 10 лет) уже не работает, потому что невозможно делать точные прогнозы на такую перспективу. Сейчас планировать свою деятельность можно лишь на «маленькие шаги» – 3-6 месяцев. А далее действовать как научные коллективы, перед которыми стоит задача «пойти туда, не зная куда, найти то, не зная что». То есть бизнес начинает использовать логику научного поиска: гипотеза – эксперимент – результат – выводы.

Стратегирование представляет собой практику, при которой управленческая команда работает со стратегией не эпизодически, а постоянно, собирает информацию, анализирует, продуцирует гипотезы, формулирует Вызовы на 3 - 6 месяцев и реализует инициативы. Это позволяет нарастить гибкость и скорость развития бизнеса за счет постоянной сверки движения вперед с постоянно меняющейся ситуацией.
Командная работа невозможна без лидера. А в большой и развивающейся организации лидеров должно быть, во-первых, много. Во-вторых, они должны быть разными, так как различные ситуации управления требуют и разных компетенций. Таким образом, лидерство одного человека в БК превращается в
ИНСТИТУТ ЛИДЕРСТВА, ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Институт лидерства, власти и управления – системы и практики, которые позволяют принимать в Компании сильные решения, организовывать их осуществление и достигать результата в любых обстоятельствах на основе социального контракта.
Большинством сотрудников сложный феномен «Институт лидерства, власти и управления» воспринимается как мутное и амбивалентное образование под названием «начальство». В то время, как он состоит из нескольких составляющих - функций, и решает в организации весьма разные задачи.

Власть – это право распоряжаться людьми и ресурсами. В организации главный результат работы власти – это решения. Сильные решения – разрешают одновременно несколько проблем; развивают людей и подразделения; экономичны; приводят к долгоиграющим позитивным изменениям. Как правило, власть в Компании - это вершина иерархической пирамиды: собственники, совет директоров, команда ТОП - менеджеров.

Управление – это выполнение работы силами других людей. В организации главный результат работы управления – организация и координация процесса работы. Хорошее управление, когда все запланированное свершается в срок, что бывает нечасто. Как правило, управление осуществляет высший и средний менеджмент Компании.

Лидерство – это компенсаторный механизм дефицитов власти и управления. Лидерство – это достижение результата вне зависимости от обстоятельств. Как правило, лидерство это неформальная история, которая основана на инициативе и энергии отдельных сотрудников.
Любая бизнес-команда создаётся для производства ценности для потребителей. Поэтому важнейшим компонентом любой команды является совместная деятельность, в которой эти ценности создаются. В БК единицей деятельности является не человек, а подразделение. Совместной же деятельностью является процесс их взаимодействия.
МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (МФМ)
Межфункциональный менеджмент (МФМ) – это деятельность по неформальной координации работы разных подразделений и функций в Компании для решения комплексных проблем и задач с целью выполнения обещаний перед клиентами и развития Компании и бизнеса.
В основе МФМ лежит естественная человеческая природа. Человек - существо коллективное, и ему невозможно запретить общаться, дружить, любить, давать обратную связь, выстраивать свою социальную сеть. Это происходит естественно. Лучший способ решить задачи - это решать их вместе и с помощью других людей.

Иерархическая же часть организации, задавая жесткие правила игры: должности, статус, регламенты, - ограничивает эту естественную человеческую потребность. Бюрократия - побочный эффект любой структуры, обладает самостоятельной волей, стремлением к размножению и сопротивляется изменениям.

Межфункциональный менеджмент (МФМ) существует всегда между ребер официальной структуры и выполняет функцию «человеческой смазки». Это то, чем не управляет структура. МФМ существует в любой организации, но чаще всего на птичьих правах. Субъектами МФМ являются «лидеры инициатив» и их неформальные рабочие группы. Если МФМ легитимизировать как организационную практику, то это сразу добавляет организации скорости, гибкости, эффективности.
Подходим к самому сложному элементу БК. Что такое компания? Это не только здание с оборудованием. (Мы, например, за 14 лет существования компании сменили 5 офисов и несколько десятков компьютеров). Это не только технологии. (Мы начинали с классических тренингов, а сейчас занимаемся бизнес-квестами, мобильным тренингом и обучающими ботами.) Компания – это даже не только люди. (У нас поменялось уже несколько поколений сотрудников.) Компания – это договорённая реальность, которую сотрудники создают в процессе совместной деятельности.
ИНТЕРСУБЬЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Интерсубъективная реальность – это набор смыслов, создаваемых сотрудниками организации в процессе своего взаимодействия.
Продуктами интерсубъективной реальности (ИР) в человеческом обществе являются, например: религии, законы, мораль, деньги (не как купюры и монеты, а как универсальная мера стоимости) и т.д. Примеры продуктов ИР в организации - миссия, видение, ценности, корпоративная культура. Несмотря на свою невещественность (ни один из названных продуктов нельзя «пощупать» в материальном смысле), все эти феномены реально влияют на жизнь тех групп людей, которые их «породили».

Для Компании особенно важна корпоративная культура (КК) - комплекс убеждений и ожиданий, разделяемых членами организации, который формирует нормы, определяющие поведение отдельных личностей и групп. В крупных компаниях КК является мультикультурной. То есть в разных функциональных подразделениях одной компании нужна своя субкультура, потому что она является следствием специфики деятельности и работает на необходимый результат.
Подводим итог. Если современная организация хочет успевать, а лучше опережать рынок, то ей нужно постоянно развиваться в нескольких направлениях:
Непрерывно уточнять стратегию своей деятельности;
Развивать в компании распределённое лидерство, используя таланты разных людей;
Поощрять межфункциональный менеджмент, совместную работу разных подразделений;
Сознательно формировать продукты интерсубъективной реальности.
Всё это неявно предполагает активное участие всех сотрудников компании, формирование метакоманды, и в итоге создание Большой команды, которая в современных условиях намного эффективнее классических организаций.