Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

«ПАЛЬЦЕМ НЕ В НЕБО»

Как быстро, надёжно и в легкой игровой форме диагностировать и маркировать социально-психологические роли участников группы после совместной командной работы.
В данной статье речь пойдёт о придуманной нами механике – «пальчиковой социометрии» (ПС). Проводится она предельно просто. После совместной работы в группе участникам задаётся вопрос, например: «Кто внёс самый большой вклад в работу?» Участники отвечают на него, показав пальцем на одного человека в группе.

Несмотря на очевидную простоту, в механике есть и серьёзное «психологическое дно», и масса деталей. Поэтому, давайте, разберёмся с ними шаг за шагом.

Пошаговое описание механики ПС

0. Чёткое формулирование целей и задач механики и её методическое обоснование.
1. Акт совместной деятельности: деловая игра, co-creation, реальная бизнес практика.
2. Подводка к механике («зачем мы будем это делать»).
3. Объяснение процедуры («что мы сейчас будем делать»).
4. Реализация процедуры ПС (вопросы для социометрии).
5. «Добивка» (снятие эмоционального напряжения, содержательные комментарии и т.п.)


0. Цель механики ПС
Профессиональное развитие сотрудников за счет осознания и коррекции своих поведенческих проявлений, личностных качеств, компетенций, социально-психологических ролей.

Содержательные задачи механики
  • Экспресс-диагностика социально-психологических ролей, проявленных участником в конкретном задании, чтобы человек получил обратную связь о своём месте в группе.
  • Закрепление и маркировка за человеком конструктивной или разрушительной командной роли за счет многократного повторения ПС в разных ситуациях (деловая игра, co-creation, реальная совместная деятельность и проч.)
  • Расширение ролевого репертуара человека.
  • Адаптация человека в коллективе за счет самоидентификации в той или иной роли.

Психологическая подоплека механики
Деятельностный подход утверждает, что личность человека формируется лишь в деятельности, и только в социуме, т.е. в совместной деятельности. Наблюдаемое поведение человека во взаимодействии с людьми - наиболее точный и надежный источник информации о его личностных качествах и компетенциях. Обманывать можно потенциального работодателя с помощью резюме. Обманывать можно себя, объясняя самому себе не самое лучшее поведение. Но невозможно обмануть группу людей, с которыми ты работаешь вместе.

Впечатление о человеке всегда ситуативно и субъективно. Вспомним, например, «эффект ореола», - «В глазах рябит от собственных проекций» - когда первое впечатление форматирует восприятие последующих действий собеседника. Человек ошибается, и это нормально. Но вот группа людей, оценивая качества и умения другого человека, ошибается реже. Поэтому механизм социометрии – объективация субъективных впечатлений - является весьма точным инструментом диагностики индивидуальных особенностей человека.

Любой бизнес всегда заинтересован в повышении эффективности и подразумевает большое количество разнообразных практик совместного взаимодействия. Чем быстрее и чаще сотрудник получает обратную связь от коллег о том, как они видят его роль в совместной работе, тем быстрее он станет эффективным командным игроком. Поэтому любой акт совместной деятельности – хороший повод для использования «пальчиковой социометрии».


2. Подводка к ПС (вариант):
Только что вы работали в составе группы. Всегда интересно и полезно знать, как выглядишь ты и твоя работа в глазах коллег. Сейчас у каждого из вас будет редкая возможность получить оперативную и коллективную обратную связь. Называется эта процедура – «пальчиковая социометрия».

3. Объяснение процедуры ПС (вариант):
Сейчас я задам вам вопрос. На «раз, два, три» вам нужно будет, в качестве ответа показать пальцем на одного человека из вашей группы. Итак, … (формулировка вопроса). «Раз, два, три», …

С помощью ПС, задавая различные вопросы участникам, можно проводить экспресс-диагностику следующих феноменов: поведенческих проявлений человека, его личностных качеств, компетенций, социально-психологических ролей.

4. Вопросы для социометрии (примеры):
На этапе знакомства:
  • Чьи действия помогали группе познакомиться?
  • Чей рассказ оказался самым ярким?
  • Кто больше всех вас удивил?

Для диагностики различных компетенций:

Командность:
  • Кто внес самый большой вклад в работу команды?
  • Кто больше всех способствовал договорённостям?
  • Кто был самым полезным для команды в этом раунде?

Готовность к изменениям:
  • Кто больше всех проявлял инициативу при решении задачи?
  • Кто мотивировал других на изменения?
  • Кто проявлял гибкость, искал различные варианты?

Лидерство:
  • Кто вовлекал в работу и поддерживал участников?
  • Кто был самым уверенным?
  • Кто из коллег может легко поддержать командный дух?

Власть:
  • Кого в группе вы считаете человеком, оказывающим сильное влияние на других?
  • Кому из членов команды вы доверили бы право принятия окончательного решения?
  • Кого бы Вы пригласили для ведения переговоров (достижения договоренностей) с негативно настроенной толпой?
  • Кто больше всех повлиял на итоговое решение?

Управление:
  • Кого бы вы пригласили для структурирования командного решения в проекте?
  • Кто был максимально эффективным в организации и координации процессов?
  • Кто был бы наилучшим дирижером в команде?
  • Кто управлял группой: распределял задачи (кто что делает); отслеживал время.

Системное мышление:
  • Чьи идеи были самыми полезными для правильного решения?
  • Кто видел ситуацию целиком и объяснял причинно-следственные связи?
  • Кто находил рациональное зерно в разных предложениях и объединял их в общее решение?

5. «Добивка» (вариант):
Возможно, мнения коллег совпали с вашими собственными представлениями о себе. Возможно, для кого-то они сейчас оказались неожиданными. Возможно, вы поняли о себе что-то важное. Это нормально. «Человек – есть функция бесконечная, в любой момент времени не равная самому себе». То есть мы можем меняться в любое время, и любом возрасте. А обратная связь – это та нить Ариадны, которая показывает нам направление к изменениям. Так что, становитесь теми, кто вы есть.


В завершении, о тех сложностях, с которыми вы можете столкнуться при использовании механики "пальчиковой социометрии". Во-первых, это боязнь обидеть человека. Весь мир движется в сторону политкорректности, и многие компании всячески поощряют в своей корпоративной культуре толерантность. Это хороший тренд. Но у него есть обратная сторона. Сотрудники, взращённые в таких тепличных условиях, начинают путать Бабеля с Бебелем, а развивающую обратную связь с инвективами и инсинуациями (оскорблениями и злостными вымыслами).

Обратная связь на фоне и в финале совместной деятельности, специально организованная профессиональным ведущим, с помощью корректно сформулированных вопросов, ни разу не измышление, и не оскорбление. И, поскольку страх обидеть другого человека иррациональный, вы можете использовать следующие приемы, которые мягко подтолкнут группу к выполнению инструкций:
  • Сделайте мотивационную подводку к необходимости давать обратную связь.
  • Скажите группе, что давать вы будете только позитивную обратную связь. Т.е. сказать заслуженный комплимент человеку приятно обеим сторонам.
  • Начните пальчиковую социометрию с шуточного, «лайтового» вопроса. Например: Покажите пальцем на человека, которого вы рады видеть. Покажите пальцем на человека, который для вас авторитет.

Второе препятствие для ПС - это социальная желательность. (Сознательное или бессознательное стремление человека выглядеть «хорошим», «красивым» и «приятным» в чужих глазах.) А обратная связь на публике еще сильнее усиливает желание «не сказать лишнего». Социальная желательность как свойство личности настолько естественна и привычна для человека, что тот, как правило, даже не осознает те искажения, которые она вносит в обратную связь другим людям. Обратная связь хороша настолько, насколько она искренняя. Поэтому для снижения эффекта социальной желательности ведущий может использовать следующие приемы:
  • Предупредите аудиторию, что процедура ПС на камеру не снимается, не является научным и достоверным способом диагностики, а это всего лишь личное мнение коллеги. К которому можно прислушаться, или его проигнорировать. И взрослый, зрелый человек сам принимает решение, как ему относиться к обратной связи.
  • Если вы видите, что в группе включилась махровая социальная желательность, начните с ней работать мягко и постепенно. Например, скажите: «Если вы сомневаетесь, то можете пальцем не показывать». И, в тоже время, похвалите и поаплодируйте тем участникам, которые решились и показали пальцем на коллегу.
  • Всегда ограничивайте пальчиковую социометрию указанием только на одного коллегу. Запретите показывать на нескольких человек одновременно.

Наконец, в-третьих, это нежелание тыкать пальцем в другого человека. Иногда на больших мероприятиях участники сообщают ведущему, что «тыкать в других пальцем - неприлично». Попросите поднять руки тех, кто считает, что показывать пальцем на других людей неприлично. После этого предложите им указывать на своих коллег «культурно»: кистью, рукой, тремя пальцами. Если вам не повезет, и вы столкнетесь с группой экспертов по политесу, то предложите тогда не указывать на другого человека, а подмигивать ему. Если они скажут, что и это тоже «не комильфо», то откажитесь от механики ПС. (Правда, у нас до этого пока ни разу не доходило.)


Мы постарались в этой статье системно описать диагностическую механику "Пальчиковая социометрия". Традиционно, рекомендуем на первых порах буквально следовать инструкциям. По мере накопления опыта вы сможете сами подобрать подводки, вопросы и добивки, которые будут максимально органичны именно вам и вашему стилю ведущего.
Алексей Аболмасов, Алексей Новак