На выходе мы получили большой массив данных от профессионалов из реального бизнеса. Обработав результаты, мы поняли, что современный бизнес интересует 4 группы качеств, ценностей, компетенций человека:
1. Работа в команде 2. Эффективные переговоры 3. Эффективное администрирование 4. Креативность в бизнесе На этом можно поставить точку. Дальше для тех, кому нравится глубже и подробнее.
Данный опрос мы проводили с целью разработать дистанционную оценку компетенций. Мы хотим, чтобы она стала массовой, быстрой, надежной, недорогой, а главное дружелюбной по отношению к участникам. Поэтому на этапе разработки нам было важно понять, какие компетенции наиболее востребованы в бизнесе. Мы это узнали.
Но в процессе исследования стало понятно, что мы обнаружили объекты более высокого уровня - метакомпетенции.
В оценке самое важное – прогностичность, насколько точные и обоснованные прогнозы мы можем сделать про человека: какие у него карьерные перспективы, скорость обучения, сроки овладения профессиональной деятельностью. То есть нам важно не только понимать про него «здесь и сейчас», но и представлять, что будет с ним «там и тогда», чему его нужно учить, чтобы минимальными средствами добиться максимального результата. На эти вопросы и отвечают метакомпетенции.
В человеке все взаимосвязано. Личностные качества невозможны без ценностей. Если человек не любит людей (у него нет ориентации на отношения), то с доброжелательностью и партнерством у него будут проблемы. Компетенции невозможны без личностных качеств и ценностей. Без инициативности и ответственности сотрудник не сможет быть хорошим руководителем, эффективным администратором.
Когда мы понимаем, какие частные компетенции нужны специалисту, какими ценностями он должен обладать, и какие личностные качества ему помогут , мы можем увязать все это в метакомпетенцию. Если мы помогаем человеку освоить метакомпетенцию, то частные компетенции он разовьет уже сам.
Разберемся с метакомпетенциями подробнее. Метакомпетенция – это уникальные имплицитные (встроенные) настройки личности, включающие в себя:
- терминальные ценности;
- личностную направленность;
- потребности и мотивы;
- базовые потенциалы (интеллект, воля, коммуникация);
которые определяют таланты человека в деятельности, что проявляется в скорости обучения и овладения частными профессиональными компетенциями, качестве полученных результатов, карьерных достижениях.
Проще говоря, метакомпетенция позволяет человеку достигнуть уровня мастерства в деятельности, которая на ней основана.
Мы, вслед с экспертами, считаем наиболее востребованными 4 метакомпетенции: Кооперабельность; Глобальная коммуникация; Лидерство и влияние; Управление мышлением.
Метакомпетенция «Кооперабельность» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие ценности доверительных и конструктивных отношений, и личностная направленность на построение конструктивных и долгосрочных отношений с другими людьми (не насыщаемая потребность в позитивном общении, партнерстве, признании), что проявляется в успешной социальной адаптации и удовольствии от постоянного наращивания своего социального капитала.
Если коротко, то человек умеет выстраивать отношения с окружающими.
Развитая метакомпетенция «Кооперабельность» является основой для развития таких частных компетенций, как:
- Работа в команде (выделена отдельно в таблице).
- Нетворкинг.
- Организация и управление групповой работой;
- Работа со стейкхолдерами и т. д.
Метакомпетенция «Глобальная коммуникация» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие ценности эффективности и результативности, и личностная направленность на решение задач через людей (не насыщаемая потребность в продуктивном взаимодействия), что проявляется в удовольствии от решения разнообразных задач в деятельности различными коммуникативными средствами и по любым каналам коммуникации.
Если коротко, то человек умеет качественно общаться «по делу» с кем угодно и в любом формате.
Развитая метакомпетенция «Глобальная коммуникация» является основой для развития таких частных компетенций, как:
- Продажи
- Эффективные переговоры (выделена отдельно в таблице)
- Эффективные публичные выступления
- Эффективная деловая коммуникация и т. д.
Метакомпетенция «Лидерство и влияние» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие ценности быть первым и лучшим, и личностная направленность на достижение собственных целей силами других людей (не насыщаемая потребность своими действиями менять у людей настроение, установки, поведение, то есть влиять), что проявляется в удовольствии от авторского решения амбициозных задач.
Если коротко, то во взаимодействии с людьми человек всегда добивается своего.
Развитая метакомпетенция «Лидерство и влияние» является основой для развития таких частных компетенций, как:
- Лидерство
- Эффективное администрирование (выделено отдельно в таблице)
- Кроссфункциональный менеджмент.
- Управленческое планирование и организация работ и т. д.
Метакомпетенция «Управление мышлением» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие идеальной (ментальной) реальности, и личностная направленность на сбор и обработку информации и построение на ее основе конструктов и концепций (не насыщаемая потребность в осмысленности, «как все устроено»), что проявляется в удовольствии от процесса решения задач и проблем.
Если коротко, то человек умеет решать сложные содержательные задачи.
Развитая метакомпетенция «Управление мышлением» является основой для развития таких частных компетенций, как:
- Креативность в бизнесе (выделена отдельно в таблице)
- Системное (комплексное) мышление
- Концептуальное мышление
- Аналитическое мышление и работа с информацией и т. д.
Как развивать метакомпетенции? Метакомпетенции не развиваются по частям (отдельно знания, навыки, умения), а только целостно. Для быстрого развитие метакомпетенций нужно три фактора:
- Деятельность. Деятельность отличается от работы. Работа – это выполнение типовых задач изо дня в день. А деятельность – это постоянное повышение планки сложности. Поэтому развивает лишь деятельность, а не работа.
- Коллектив. Личность и личностные качества — это продукт социума. Невозможно быть доброжелательным на необитаемом острове.
- Актуальные задачи. Искренне, а значит вовлеченно можно заниматься только тем, что интересно и важно для человека.
Идеальный способ развития метакомпетенций – это проектная деятельность. Если в нее добавить специальные практики, которые помогут людям четче формулировать цели и задачи развития, повысить осмысленность и привлекательность деятельности, дать коллегам по проекту развивающую обратную связь, то обучение в деятельности становится эффективнее в разы.