Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Итоги опроса про компетенции

Коллеги, спасибо за вашу помощь и идеи. Мы предложили вам ответить на два вопроса:

  • Представьте, что вы руководитель важного для компании проекта – ошибиться нельзя. Вы набираете команду в проект. Какие 5 компетенций участников проектной команды вы хотите оценить и знать?
  • Вы HR специалист. Напишите 5 компетенций сотрудников вашей Компании, оценку которых вам важно знать.

В опросе принимали участие руководители, HR специалисты, HR BP, тренеры-консультанты. Эти ответы помогли сформулировать список наиболее актуальных компетенций, востребованных современным бизнесом.

Как мы обрабатывали ваши ответы.

1. Сначала мы сделали рубрикатор, объединив синонимические, с нашей точки зрения, понятия. Например, командность, умение работать в команде, умение добиваться результатов вместе с командой и т. д., мы объединили в одну группу «Команда». Таким образом у нас появилась группа частных компетенций: работа в команде; эффективные переговоры; эффективное администрирование; креативность в бизнесе.

2. Затем мы развели компетенции и личностные качества. Абсолютный лидер по личностным качествам - «Волевой потенциал» с такими характеристиками как: целеустремленность, организованность, смелость, решительность, выдержка, самообладание, самостоятельность, инициативность, настойчивость, упорство.

3. Мы работаем в компетентностно-ценностном подходе, поэтому мы также вывели за рамки компетенций ценности и объединили их в группы. Получились 4 ключевые ценности: ориентация на отношения, ориентация на результат, ответственность, готовность к изменениям.

4. В завершении множество компетенций и качеств, которые по отдельности на набрали много баллов, но в совокупности составляли большие понятийные поля, были объединены в метакомпетенции. Например, нетворкинг, работа со стейкхолдерами, организация и управление групповой работой, командность, коллективизм и т д. , мы объединили в «Кооперабельность». Получилось 4 понятийных поля, которые мы назвали метакомпетенциями: кооперабельность, всеобщая коммуникация, лидерство и влияние, управление мышлением.

Все элементы мы свели в итоговую таблицу:
На выходе мы получили большой массив данных от профессионалов из реального бизнеса. Обработав результаты, мы поняли, что современный бизнес интересует 4 группы качеств, ценностей, компетенций человека:

1. Работа в команде
2. Эффективные переговоры
3. Эффективное администрирование
4. Креативность в бизнесе

На этом можно поставить точку. Дальше для тех, кому нравится глубже и подробнее.

Данный опрос мы проводили с целью разработать дистанционную оценку компетенций. Мы хотим, чтобы она стала массовой, быстрой, надежной, недорогой, а главное дружелюбной по отношению к участникам. Поэтому на этапе разработки нам было важно понять, какие компетенции наиболее востребованы в бизнесе. Мы это узнали.

Но в процессе исследования стало понятно, что мы обнаружили объекты более высокого уровня - метакомпетенции.

В оценке самое важное – прогностичность, насколько точные и обоснованные прогнозы мы можем сделать про человека: какие у него карьерные перспективы, скорость обучения, сроки овладения профессиональной деятельностью. То есть нам важно не только понимать про него «здесь и сейчас», но и представлять, что будет с ним «там и тогда», чему его нужно учить, чтобы минимальными средствами добиться максимального результата. На эти вопросы и отвечают метакомпетенции.

В человеке все взаимосвязано. Личностные качества невозможны без ценностей. Если человек не любит людей (у него нет ориентации на отношения), то с доброжелательностью и партнерством у него будут проблемы. Компетенции невозможны без личностных качеств и ценностей. Без инициативности и ответственности сотрудник не сможет быть хорошим руководителем, эффективным администратором.

Когда мы понимаем, какие частные компетенции нужны специалисту, какими ценностями он должен обладать, и какие личностные качества ему помогут , мы можем увязать все это в метакомпетенцию. Если мы помогаем человеку освоить метакомпетенцию, то частные компетенции он разовьет уже сам.

Разберемся с метакомпетенциями подробнее.
Метакомпетенция – это уникальные имплицитные (встроенные) настройки личности, включающие в себя:
  • терминальные ценности;
  • личностную направленность;
  • потребности и мотивы;
  • базовые потенциалы (интеллект, воля, коммуникация);
которые определяют таланты человека в деятельности, что проявляется в скорости обучения и овладения частными профессиональными компетенциями, качестве полученных результатов, карьерных достижениях.
Проще говоря, метакомпетенция позволяет человеку достигнуть уровня мастерства в деятельности, которая на ней основана.
Мы, вслед с экспертами, считаем наиболее востребованными 4 метакомпетенции: Кооперабельность; Глобальная коммуникация; Лидерство и влияние; Управление мышлением.

Метакомпетенция «Кооперабельность» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие ценности доверительных и конструктивных отношений, и личностная направленность на построение конструктивных и долгосрочных отношений с другими людьми (не насыщаемая потребность в позитивном общении, партнерстве, признании), что проявляется в успешной социальной адаптации и удовольствии от постоянного наращивания своего социального капитала.
Если коротко, то человек умеет выстраивать отношения с окружающими.
Развитая метакомпетенция «Кооперабельность» является основой для развития таких частных компетенций, как:
  • Работа в команде (выделена отдельно в таблице).
  • Нетворкинг.
  • Организация и управление групповой работой;
  • Работа со стейкхолдерами и т. д.

Метакомпетенция «Глобальная коммуникация» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие ценности эффективности и результативности, и личностная направленность на решение задач через людей (не насыщаемая потребность в продуктивном взаимодействия), что проявляется в удовольствии от решения разнообразных задач в деятельности различными коммуникативными средствами и по любым каналам коммуникации.
Если коротко, то человек умеет качественно общаться «по делу» с кем угодно и в любом формате.
Развитая метакомпетенция «Глобальная коммуникация» является основой для развития таких частных компетенций, как:
  • Продажи
  • Эффективные переговоры (выделена отдельно в таблице)
  • Эффективные публичные выступления
  • Эффективная деловая коммуникация и т. д.

Метакомпетенция «Лидерство и влияние» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие ценности быть первым и лучшим, и личностная направленность на достижение собственных целей силами других людей (не насыщаемая потребность своими действиями менять у людей настроение, установки, поведение, то есть влиять), что проявляется в удовольствии от авторского решения амбициозных задач.
Если коротко, то во взаимодействии с людьми человек всегда добивается своего.
Развитая метакомпетенция «Лидерство и влияние» является основой для развития таких частных компетенций, как:
  • Лидерство
  • Эффективное администрирование (выделено отдельно в таблице)
  • Кроссфункциональный менеджмент.
  • Управленческое планирование и организация работ и т. д.

Метакомпетенция «Управление мышлением» – метакомпетенция, в основе которой лежит признание и принятие идеальной (ментальной) реальности, и личностная направленность на сбор и обработку информации и построение на ее основе конструктов и концепций (не насыщаемая потребность в осмысленности, «как все устроено»), что проявляется в удовольствии от процесса решения задач и проблем.
Если коротко, то человек умеет решать сложные содержательные задачи.
Развитая метакомпетенция «Управление мышлением» является основой для развития таких частных компетенций, как:
  • Креативность в бизнесе (выделена отдельно в таблице)
  • Системное (комплексное) мышление
  • Концептуальное мышление
  • Аналитическое мышление и работа с информацией и т. д.

Как развивать метакомпетенции?
Метакомпетенции не развиваются по частям (отдельно знания, навыки, умения), а только целостно. Для быстрого развитие метакомпетенций нужно три фактора:
  • Деятельность. Деятельность отличается от работы. Работа – это выполнение типовых задач изо дня в день. А деятельность – это постоянное повышение планки сложности. Поэтому развивает лишь деятельность, а не работа.
  • Коллектив. Личность и личностные качества — это продукт социума. Невозможно быть доброжелательным на необитаемом острове.
  • Актуальные задачи. Искренне, а значит вовлеченно можно заниматься только тем, что интересно и важно для человека.

Идеальный способ развития метакомпетенций – это проектная деятельность. Если в нее добавить специальные практики, которые помогут людям четче формулировать цели и задачи развития, повысить осмысленность и привлекательность деятельности, дать коллегам по проекту развивающую обратную связь, то обучение в деятельности становится эффективнее в разы.
Январь 2021, команда T&D Technologies