Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Пять ловушек T&D

Информирование  научение

Знать не значит уметь. Взрослым людям на рабочем месте новая информация нужна для того, чтобы приступить к экспериментированию с новой практикой. Руководителей, которые знают SMART, в разы больше, чем руководителей, которые правильно ставят задачи. Но само научение (не информирование!) подразумевает много часов практики и много повторов, иначе новая привычка не формируется, новый навык не «отрастает». Играть в биллиард очень просто, это знают все – угол падения равен углу отражения (это информирование). А вот людей, которые умеют забивать шары в лузы, немного (это та самая практика).

Нельзя считать eLearning полноценным обучением. Накоплено много статистики, которая утверждает, что до конца электронного учебника доходит от 2 до 10% пользователей. Эффективное обучение — это всегда живое, перцептивное, то есть наполненное эмоциями и ощущениями взаимодействие и много социально-психологической обратной связи. Родители, дети которых в 2020 году учились дистанционно, это осознали и прочувствовали на себе. ELearning – это всего лишь красивое, современное, интерактивное информирование, то есть электронная библиотека.

Платформы не заменяют полноценного обучения. Чем платформа лучше интернета? Ничем, только хуже. Информации меньше. Она урезана. Скомпонована не как вам нравится, а как любит разработчик. И интернет, и платформа ничему не учат, только информируют. Платформа информирует хуже. Платформа – это лопата, и сама по себе яму не выкопает, нужен еще рабочий. Платформа – это телевизор, который стоит в углу невключенный.

Ты можешь дистанционно прочитать все, что есть про возражения. Ты можешь дистанционно посмотреть все видео мира про возражения. Ты можешь дистанционно пройти все тренажеры на возражения. И это все будет всего лишь информационная подготовка к деятельности. Научение начнется только тогда, когда ты начнешь ходить по комнате и произносить фразы (тебе как легче учить текст, сидя или когда ты ходишь?); а еще лучше обрабатывать возражения других людей. Дистанционно можно получать информацию, научаться чему-то нет.

Электронный курс. Статья. Книга. Видео. Микрокурс. Это все информирование. Добавляйте обязательно вторую часть – тренировка, отработка.
Сократите лекционную часть!

Не надо нам воды. Уберите примеры. Не надо нам рассказывать истории. Мы все знаем, нам нужен только инструмент. Сделайте акцент на практику.

Коллеги, если бы практика была возможна без теории, то тогда бы все смотрели не фильмы, а только трейлеры, читали не книги, а только дайджесты, занимались сексом 3 минуты, а не любили бы друг друга, укладывали на тарелку шмат мяса и три картофелины, а не готовили красивое блюдо. Идея понятна: теория, особенно обогащенная примерами и метафорами, выполняет очень важную функцию – создание содержательного, эстетического, культурного контекста, без которого никакая информация просто не задержится в голове, а на практику не будет мотивации. «Красивая теория» нагружает правое полушарие. Если в обучении участвуют оба полушария, то информация остается в голове навсегда.

Не экономьте на теории, без нее остальные учебные задачи не достижимы.

Пытаться впихнуть невпихуемое

Дайте им за один день все 12 управленческих инструментов. А еще помирите коллег. Оцените их потенциалы. Посмотрите на Васю, он вызывает у нас вопросы. И еще у нас новые корпоративные ценности, расскажите и про них тоже, чтобы они прониклись и начали их соблюдать.

Обед из 12 блюд всегда заканчивается несварением желудка. То же самое происходит в голове. Вместо понятной идеи, системы знаний, остается мешанина, путаница, клубок слабо связанной друг с другом информации.


Людям сам по себе контент не нужен. Им нужно снижение когнитивной нагрузки и экономия времени, поэтому им нужна стильная подача. А это когда:
  • называют вещи своими именами,
  • проводят аппроксимацию (сознательное упрощение сложного материала для лучшего понимания),
  • проводят интерактив для осмысления,
  • дают замаскированные, а иногда лобовые советы.

Хорошая учебная активность – одна тема, один фокус. Основанная на законах работы наших нейронов, хорошая учебная активность подразумевает 3 часа погружения в одну тему, тогда кратковременная память переход в долговременную.
Развлечение за корпоративный счет корпоративное обучение

Хорошие компании ­– те, у которых амбициозные цели, те, которые по-настоящему заботятся о сотрудниках и поэтому договариваются с ними о форматах и темах обучения. Некоторые идут еще дальше: сотрудник может сам прийти в HR-отдел и попросить оплатить интересное ему обучение.

Мы знаем много случаев, когда при таком подходе в организации массово учили эмоциональному интеллекту и сторителлингу. В то время как компания остро нуждается в кросс-функциональном менеджменте и навыках работы на удаленке.

Индивидуальная траектория делает обучение более комфортным. Индивидуальная траектория обучения была призвана дать людям еще больше свободы и в первую очередь в планировании своей деятельности и нагрузки. Вопрос: если человек не умеет планировать, то к чему приведет такая свобода? Второй вопрос: обучение относится к строчному и важному (оперативка) или важному, но несрочному (стратегическая задача)? Ко второму. Итак, мы имеем слабые навыки планирования, напряженную деятельность каждый день и несрочную задачу, что произойдет дальше? Она будет бесконечно откладываться. Индивидуальная траектория обучения тренирует недостатки людей.

Вначале дело, потом развлечение. Обучение внутри организации и за счет организации должно работать на цели организации. Купить лояльность людей можно и по-другому.
Карго-культ в T&D

На островах юго-восточной Азии во время второй мировой войны были американские авиационные базы. Местные жители имели возможность наблюдать за жизнью американцев, которые часто получали дары прямо с неба (самолеты сбрасывали груз парашютами). Веселые и добродушные американцы делились благами западной цивилизации с местными жителями – и те привыкли к жвачке, тушенке, сигаретам, фонарикам. Когда война закончилась, и американцы улетели, местные жители построили новые базы из дерева, самолеты из дерева, сделали себе военную униформу из листьев и начали имитировать жизнь военной базы в надежде на дары с неба. Масла в огонь подлили борцы за права аборигенов, они пожаловались в администрацию США, и те, сжалившись над ряжеными венными, сбросили груз гуманитарной помощи на парашютах. Аборигены получили подтверждение, что все сделали правильно, и продолжили нести службу.

Есть действие, а есть имитация. Есть жизнь, а есть театр. Есть униформа, а есть новогодний костюм. Есть правильное T&D, а есть имитация. Реальное объявление в интернете: «Посмотри 20 часов видео. Заплати 7 000 рублей. И у тебя будет корочка и право быть HR».

Примеры карго-культа в корпоративной практике:
  • Трансформация корпоративной культуры за 1 год. А за три года дойти до блистательной вершины спиральной динамики.
  • Внедрение стандартов деятельности через красивые плакатики на стенах.
  • Повышение безопасности производства сразу после индивидуального просмотра презентации.
  • И т. д.
Все приведенные примеры противоречат законам научения и психологии человека. Если специалист T&D выбирает неадекватные средства и сроки, то цели не достигаются. Имитация да, решение задачи – нет.
Алексей Аболмасов