Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Разминки в дистанционной работе

Любой тренер, модератор и ведущий за 20-21 год прекрасно понял, что групповая динамика в онлайн-пространстве не всегда поддается классических методам из очной работы. Особой тренерской болью стала потеря годами накопленного арсенала разминок для тренинга.
Поэтому мы решили, что наша методическая совесть не будет спать спокойно, если мы не поделимся своими наработками. Ведь разминки перед интеллектуальной работой – это обязательное методическое требование для любого вида деятельности, начиная с управленческой планерки (где происходит распределение задач), заканчивая обучающим онлайн-мероприятием или конференцией. В этом материале рассказываем о разминках в дистанционной работе, отвечая на ваши вопросы с одноименного мастер-класса.
Можно ли разминки совместить со знакомством?
— Разминка в самом начале тренинга может совмещать в себе несколько задач:
  • налаживание контакта с группой;
  • знакомство;
  • сбор ожиданий.

Вариант 1 (Управленческий тренинг)
Напишите в чат своё ИМЯ и ответьте на два вопроса:
1. Почему вы хороший руководитель?
2. Чему вы хотите научиться в рамках нашего курса, чтобы стать ещё более продвинутым управленцем?

Вариант 2 (Тренинг Коммуникация в команде)
Напишите в чат своё имя и главное профессиональное умение, то есть, по каким вопросам коллеги могут к вам обращаться за экспертной консультацией.

Напомним, что основная цель всех онтологических разминок ­– именно знакомство (как первичного, так и более углублённого).
Какие пользовательские реакции могут быть при работе на разных платформах?
— Самыми популярными реакциями на разминок являются лайки и смайлики. Также, если на платформе стационарно отображается порядок изображений с видео участников (кроме zoom, где у каждого участника свой порядок изображений), то открываются новые возможности для проведения части тонизирующих разминок: можно составлять всем вместе какое-то изображение или «передавать предметы» от человека к человеку (видео которого расположено рядом).

Главное помнить, что разминка не должна быть сложной. Иначе это уже тренинговое упражнение или задание. Поэтому дополнительных реакций в разминке должно быть не много, и дополнительные механики не должны добавлять когнитивную нагрузку участникам.
Сколько по времени длятся разминки? Какова оптимальная длительность разминки на онлайн-мероприятиях?
— Всё зависит от типа разминки и группы, с которой работает ведущий.
Тонизирующие разминки не должны занимать больше 3-5 минут. Если такую разминку затянуть, то у аудитории начинается сопротивление происходящему из-за отсутствия большой смысловой нагрузки. И тогда динамика не пойдёт вверх, а наоборот снизится.

Онтологические разминки могут быть немного длиннее – 5-7 минут. Это зависит от количества участников. В работе с онтологической разминкой важно, чтобы ответили все участники, и никто не остался обиженным. Задача тренера в этом случае – отследить этот момент и при необходимости подбодрить и вовлечь менее активных участников.

Содержательные разминки
Здесь, конечно, возможен самый длительный вариант: иногда до 10-12 минут. Тем не менее, не следует злоупотреблять этой возможностью, особенно на коротких встречах (если суммарное время работы группы всего час, то неразумно 1/5 времени инвестировать в разминку, в этом случае лучше подумать о возможных вариациях в механиках).
Есть ли физические разминки?
— Несомненно, есть. Вопрос только в фантазии тренера.

Физическая разминка необходима только как обязательная процедура для снятия физической усталости (если работа за компьютером длительная). Для этой цели каждый час разумно устраивать небольшой перерыв в мероприятии, чтобы участники могли размяться. А разминки должны работать на методические цели. Вы же не будете после перерыва на обед в группе делать зарядку? Несомненно, в очном формате подключить «физику» можно в качестве приятного дополнения для разгона групповой динамики.

Если хочется добавить физики, можно в качестве эксперимента попросить участников писать сообщения стоя или устроить небольшой флешмоб с гимнастикой для шеи. Но не стоит забывать, что в таком случае разминка будет нести чисто развлекательный характер, и об этом участников следует предупредить.
Как поддержать групповую динамику? Как удержать энергетический уровень тренинга в онлайн-формате?
— Методы поддержания групповой динамики онлайн полностью идентичны по сути своей аналогичным методам из очной работы:
- оптимальная длительность активности (не более 8 минут одного типа действия);
- чередование разных типов активности и смена форматов работы (в том числе чередование работы в малых группах и смена механик взаимодействия);
- максимальное содержательное наполнение контента в единицу времени (на дистанционке участники не переносят «воду» в работе и сразу же голосуют «чёрным экраном» вместо видео).

То есть все методы аналогичны очным приёмам, но в веб-тренинге подразумеваются другие стандарты (длительности, механик и т. д.). Самый главный секрет успеха в веб-тренинге – это правильно написанный сценарий (минута в минуту).
Какие приёмы позволят, с одной стороны, «размяться», а с другой, не создадут у требовательной аудитории ощущения бессмысленных и бесполезных активностей («пожиратели времени»)?
— С учётом специфики работы с диджиталвертами есть несколько правил, которые позволят снизить градус скепсиса у самых привередливых участников.
1. Перед любой активностью, в том числе перед разминкой, группе необходимо чётко дать понять, что сейчас будет происходить и зачем.
Например: «Друзья, нам необходимо сфокусироваться на происходящем здесь и сейчас, переключить своё внимание с рабочих вопросов. Для этого давайте проведём небольшую разминку».
2. Если разминка юмористическая и тонизирующая, подстрахуйтесь от скепсиса участников.
Например. «Разминка будет шуточная, поэтому самых серьёзных участников попрошу немного потерпеть и приложить усилия для того, чтобы не испортить веселье остальным. Это займёт всего 5 минут».
3. Во время разработки тренинга учитывайте, какие активности ждут участников в программе, и старайтесь подбирать разминки, которые логично взаимосвязаны с последующими блоками и работают на тему. Так вам легче будет осуществлять переход между разными активностями, и группа будет понимать, что даже разминки несут в себе смысловую нагрузку, имеют нюансы и могут стать «мостиками» к активностям.С учётом специфики работы с диджиталвертами есть несколько правил, которые позволят снизить градус скепсиса у самых привередливых участников.
1. Перед любой активностью, в том числе перед разминкой, группе необходимо чётко дать понять, что сейчас будет происходить и зачем.
Например: «Друзья, нам необходимо сфокусироваться на происходящем здесь и сейчас, переключить своё внимание с рабочих вопросов. Для этого давайте проведём небольшую разминку».
2. Если разминка юмористическая и тонизирующая, подстрахуйтесь от скепсиса участников.
Например. «Разминка будет шуточная, поэтому самых серьёзных участников попрошу немного потерпеть и приложить усилия для того, чтобы не испортить веселье остальным. Это займёт всего 5 минут».
3. Во время разработки тренинга учитывайте, какие активности ждут участников в программе, и старайтесь подбирать разминки, которые логично взаимосвязаны с последующими блоками и работают на тему. Так вам легче будет осуществлять переход между разными активностями, и группа будет понимать, что даже разминки несут в себе смысловую нагрузку, имеют нюансы и могут стать «мостиками» к активностям.
Какие разминки стоит использовать в онлайн-формате, чтобы это было современно и не «пахло» нафталином?
— Любые, которые подходят вашей аудитории. Отталкивайтесь не только от темы занятия, но и от специфики учебной группы. Например, по нашему опыту, большинству молодых и активных участников из IT-компаний плохо заходят разминки на «рефрейминг», поэтому, если мне необходимо поднять настроение в группе, то лучше для них выбрать юмор или креативность.

Напротив, серьёзной аудитории топ-менеджеров из промышленной сферы плохо зайдут креативные разминки, но замечательно подойдут активности на онтологическое знакомство.

Главные принципы выбора разминки:
  • активность должна быть короткой и ёмкой;
  • должна быть чётко прописана методическая задача, исходя из блок-схемы и логичной последовательности блоков всего мероприятия;
  • любые длинные тексты и задания в разминках удручают группу в онлайн-формате, поэтому выбирайте небольшие и лаконичные формы ответа для участников в заданиях.
Как подобрать разминку для онлайна?
— Для подбора разминки в первую очередь нужно понимать, к какому состоянию должна прийти группа в итоге:
  • если необходимо встряхнуться и поднять концентрацию, переключиться, то берите тонизирующую разминку;
  • если важно снять напряжение в команде, снизить градус социально ожидаемых реакций в дальнейшей работе и повысить степень откровенности взаимодействия, выбирайте онтологическую разминку;
  • если предстоит сложная содержательная (интеллектуальная) работа, то выбирайте содержательную разминку, которая подготовит группу к работе.

Для подбора разминки в первую очередь нужно понимать, к какому состоянию должна прийти группа в итоге:
- если необходимо встряхнуться и поднять концентрацию, переключиться, то берите тонизирующую разминку;
- если важно снять напряжение в команде, снизить градус социально ожидаемых реакций в дальнейшей работе и повысить степень откровенности взаимодействия, выбирайте онтологическую разминку;
- если предстоит сложная содержательная (интеллектуальная) работа, то выбирайте содержательную разминку, которая подготовит группу к работе.
Какие разминки провести на группу 20-25 человек на концентрацию, смену фокуса с работы на обучение, на совместную работу, для поднятия энергетики?
— В данном случае необходимо использовать тонизирующие разминки. Если необходимо сделать дополнительный акцент именно на процессе обучения, то можно, например, взять следующую схему.

Шаг 1. Напишите в чат своё имя.
Шаг 2. Посмотрите на участника, который написал своё имя на одно сообщение выше вашего. Подумайте и напишите в чат, чему, как вам кажется, вы можете научиться у этого человека. Свой ответ начните с обращения по имени.
Шаг 3. Посмотрите на одно сообщение ниже вашего. Подумайте и напишите, чему, как вам кажется, вы можете научить этого человека (какая ваша экспертиза может быть ему полезной).
Шаг 4. Оцените степень готовности к продуктивной совместной работе и обмену опытом от 1 до 10.

Обратите внимание, что любую разминку на концентрацию лучше всего завершать оцифровкой степени концентрации или готовности к совместной работе (то есть спросите, какая сейчас степень готовности к работе или концентрации). Если позволяет время, то замер можно сделать до разминки и после. Так участники увидят общую динамику, и это будет способствовать объединению учебной группы.

Можно совместить данные разминки со сбором ожиданий перед тренингом. Это позволит переключить внимание участников на предстоящее обучение. Для эффективного расходования времени и одновременного решения нескольких методических задач (знакомство, переключение внимания, фокус на группе и бодрый старт) можно использовать следующую схему:
1) Сейчас я объединю вас в малые группы по 4-5 человек. Вам предстоит обсудить вопрос и дать от группы один ответ. Вопрос: что самое важное мы ждём на этом обучении?
2) На обсуждение у вас будет 3 минуты. Выберите спикера от группы, который представит ответ команды.
3) Участников рандомно объединяем в сессионные залы по 4-5 человек.
4) По окончании совместной работы представители группы называют свой ответ, тренер при необходимости корректирует или подтверждает ожидания (будет или нет раскрыта данная тема).

Также можно добавить, что энергетику группе всегда даёт креативность и юмор. Поэтому смело добавляйте разминки с этими элементами для данной задачи.