Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в ближайшее время
+7 800 555 95 01

Базовые представления об организации, бизнесе, управлении и людях. Модель современной организации

Мысли определяют действия, действия программируют результат. Если мы принимаем эту логическую цепочку, значит, она справедлива и в обратном направлении. Если нас не устраивают результаты, то перед ними были не совсем адекватные действия, которые, в свою очередь, были запрограммированы «неправильными» мыслями.
Для сотрудников HR и T&D-направлений жизненно важно понимать, какими мыслями – «базовыми представлениями» направляются те или иные действия руководителей и сотрудников в компании. Ведь проще воздействовать на причины, чем бороться со следствиями – действиями, которые объективны и обратной силы не имеют. Понимая, на каких идеях построена и функционирует ваша организация, легче управлять ее деятельностью и, самое главное, понятно, в каком направлении и как ее можно развивать и трансформировать. А школы управления дают прекрасное понимание таких идеологических основ.
Базовые представления об организации и способы их диагностики
Для начала разберемся с самим понятием «базовые представления» – это установки «по умолчанию», которые формируют у человека представления о должном.
Базовые представления появляются у человека вследствие образования, чтения книг, работы в прежних компаниях, общения с бывшими руководителями и т.п., в ситуации выбора срабатывают автоматически, направляя деятельность человека в ту или иную сторону.
Нет хороших или плохих, современных или устаревших базовых представлений. Есть только степень их адекватности действительности. Понимая свои личные базовые представления как сотрудника направления HR и T&D, а также базовые представления руководителей и сотрудников своей компании, вы можете диагностировать ценностные конфликты в компании, когда базовые представления сотрудников не совпадают с идеологией руководства и возникают два типа проблем:
  • ошибки в управлении. Например, у вас персонал с высокой квалификацией и ответственностью, а им пытаются управлять по жестким инструкциям;
  • сопротивление изменениям. Например, в подразделении с индивидуальной работой и сдельной оплатой труда внедряют командные практики.

Чтобы понимать, с какими базовыми представлениями об организации вы имеете дело, можно использовать простейший вариант диагностики – закончить предложения:
Идеальный бизнес – это …
Оптимальная модель бизнеса – это …
Правильное управление в нашей организации – это …
Работа с людьми в компании – это …

Данная методика проективная, то есть подразумевает не столько количественный, сколько качественный анализ результатов.
Школы управления и эволюция базовых представлений об организации
XX век дал нам пять школ управления с их «базовыми представлениями» о ключевых аспектах организации, которые присутствовали в головах их создателей и приверженцев.
Представления о модели бизнеса прошли эволюцию от индивидуального ручного труда до транснациональной корпорации с бюджетами и возможностями государства, и в современном бизнесе встречаются все типы и сочетания различных бизнес-школ.
Подробнее о школах управления можно почитать здесь.
А что дальше? Ответ на этот вопрос зависит от пристрастий каждого конкретного человека. Мы прогнозируем свое видение, какой должна быть современная организация, на анализе глобальных трендов бизнеса.
Глобальные тренды бизнеса
Гуманизм («человечность»). Гуманизм в бизнесе означает усиление внимания к человеку, видение человека как живого субъекта, а не механизма, отношение к нему как к цели, а не как к средству.
Гуманизм – это человеческое отношение к партнеру по бизнесу, исполнителю, сотруднику и даже к конкуренту.
Сейчас нормой является 8-часовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск, отсутствие рукоприкладства со стороны начальства, учет мнения подчиненного и т.п. Но всего 100 лет назад (ничтожный для истории срок) это было редкостью даже в большинстве европейских стран, не говоря про страны – колонии. Кстати, они уже исчезли с географических карт, и это тоже следствие гуманизации.
Усложнение бизнеса
Конкуренция, глобализация, нарастание скорости изменений делает сложным сейчас даже малый и средний бизнес.
Растет цена управленческой ошибки, когда несколько неверных решений могут полностью разорить бизнес, а «мощности» интеллекта собственника или генерального директора недостаточно для того, чтобы разработать успешную стратегию компании. Если же речь идет о транснациональных компаниях, ресурсы и влияние которых сопоставимы с уровнем многих государств, то там сложность бизнеса приближается к уровню вселенной. Неслучайно во многих таких компаниях для принятия управленческих решений вовсю используют искусственный интеллект и суперкомпьютеры. Одним из следствий этого тренда является, например, отказ от стратегических сессий в пользу стратегирования. То есть акт разработки стратегии (в некоторых компаниях ее разрабатывали раньше на 3-5 лет) превратился в непрерывный процесс, когда стратегические ориентиры и инструменты уточняются не реже, чем раз в квартал, а то и ежемесячно.
Индустрия 4.0
Индустрия 4.0 предполагает новый подход к производству, основанный на массовом внедрении информационных технологий в промышленности, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта.
Четвертая промышленная революция меняет не только производство, но и всю нашу жизнь – экономику, отношения между людьми, даже в какой-то степени само понимание того, что это значит – быть человеком. Искусственный интеллект и роботизация, интернет вещей и 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, био- и нейротехнологии – эти новейшие методы на глазах становятся частью нашего повседневного существования. О глобальности происходящих изменений свидетельствует всего одна цифра. Согласно прогнозу McKinsey, к 2030 году около 400 миллионов человек на планете, или 14% рабочей силы, потеряют работу из-за того, что их функции станут выполнять программы и роботы.
Модель современной организации
Следствием глобальных трендов бизнеса является постоянное развитие организаций. Причем оно тоже имеет свое направление и закономерности, потому что глобальная конкуренция за клиентов и лучших сотрудников формирует компании с вполне определенными характеристиками. Попробуем набросать эскиз идеальной современной организации.
Компании, проводящие политику социально ответственного бизнеса, выглядят более привлекательными как на рынке труда, так и на рынке товаров и услуг, что повышает их финансовую эффективность.
Идеальный бизнес – это социально ответственный бизнес.
Социальная ответственность бизнеса может проявляться в виде:
  • сохранения кадров и работы с потенциальными сотрудниками (например, стипендии одаренным школьникам и студентам);
  • управления рисками (экологическими, юридическими и т.п.) для поддержания репутации компании;
  • создания уникальных продуктов и торговых предложений для формирования приверженности потребителей и т.д.

Экономическая деятельность, основанная на платформах – онлайн-системах, которые представляют комплексные типовые решения для взаимодействия различных участников рынка, делает бизнес более быстрым и гибким, так как она непрерывно подстраивается под изменение ситуации и поведения потребителей.
Идеальный бизнес – это платформенный бизнес.
Платформа получает множество преимуществ перед классическими компаниями:
  • низкие издержки для оказания услуг из-за небольших расходов на физическую инфраструктуру;
  • расширение географии услуг, которое почти ничего не стоит для платформы;
  • возможность «взрывного» роста;
  • диверсификацию рисков из-за большого количества поставщиков и клиентов;
  • возможность изучать информацию по взаимодействию участников рынка и принимать решения по оптимизации этих взаимодействий.
В итоге в выигрыше остаются все, прежде всего, за счет экономии времени и разнообразия предложений.
Современная бизнес-среда стремительно меняется, причем в разных направлениях, и нормой для современных компаний становятся непрерывные изменения, направленные на постоянные улучшения продукта и бизнес-процессов, что требует особого подхода к управлению.
Идеальное управление в организации – это синтетический менеджмент.
Синтетический менеджмент сочетает в себе разные виды менеджмента. Суть его заключается в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в подразделениях компании с различными субкультурами. Поэтому задача менеджмента – подобрать необходимые приемы и методы решения возникающих проблем с учетом ситуации, особенностей подразделения и реальных возможностей применения.
На рынке труда наблюдается тенденция, когда HR-службы рекрутят не отдельных сотрудников, а целые сыгранные команды специалистов. И удаленная работа лишь усиливает эту тенденцию.
Идеальная модель бизнеса – это большая команда.
Некооперабельные сотрудники просто не справляются с «цифровым одиночеством».
Новые технологии, новое оборудование, новые продукты радикально меняют содержание деятельности. Следствием этого является непрерывное в течение жизни обучение и развитие.
Идеальная работа с людьми в компании – это непрерывное вовлечение, обучение и развитие в течение жизни.
Такие представления о современной организации будут адекватны при условии, если компания публична, занимается постоянными инновациями, разработкой новых продуктов и стремится быть лидером в своей отрасли: транснациональные корпорации и крупные федеральные компании, IT-компании (компании с высокой IT-составляющей), научно-исследовательские компании, компании профессионального сервиса.
Литература:
История менеджмента: современные школы: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент орг.» / Н. В. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002.